[ad_1]
Исследовательская группа из Оснабрюкского университета и проекта Ozouga Chimpanzee Project впервые наблюдала, как шимпанзе наносят насекомых на свои собственные раны и раны своих сородичей. Новые результаты были опубликованы под заголовком «Применение насекомых к ранам себя и других у шимпанзе в дикой природе» в журнале. Текущая биология: https://doi.org/10.1016/j.cub.2021.12.045
Шимпанзе обитают в экваториальной Африке, в том числе в Национальном парке Лоанго в Габоне, который был домом для проекта Ozouga Chimpanzee Project под руководством доктора Тобиаса Дешнера (приматолог) и профессора доктора Симоны Пика (когнитивный биолог) из Оснабрюкского университета. В Лоанго исследователи изучают поведение сообщества примерно из 45 шимпанзе, уделяя особое внимание их социальным отношениям, взаимодействиям и спорам с другими группами, их охотничьему поведению, использованию инструментов, а также их когнитивным и коммуникативным навыкам.
«Самолечение — когда люди используют части растений или непищевые вещества для борьбы с патогенами или паразитами — наблюдалось у многих видов животных, включая насекомых, рептилий, птиц и млекопитающих», — говорит когнитивный биолог Симоне Пика. «Два наших ближайших ныне живущих родственника, шимпанзе и бонобо, например, глотают листья растений, обладающих антигельминтными свойствами, и жуют горькие листья, химические свойства которых убивают кишечных паразитов».
Однако, несмотря на исследования, проводившиеся десятилетиями в других долгосрочных полевых условиях в Западной и Восточной Африке, наружное применение животных веществ на открытых ранах до сих пор никогда не документировалось. «Наши наблюдения дают первое свидетельство того, что шимпанзе регулярно ловят насекомых и наносят их на открытые раны. Теперь мы стремимся исследовать потенциальные полезные последствия такого удивительного поведения», — говорит приматолог Тобиас Дешнер.
Но что именно произошло? Алессандра Маскаро, в то время волонтер проекта, вспоминает свое первое наблюдение: «В 2019 году я следила за самкой шимпанзе по имени Сьюзи и наблюдала, как она ухаживала за раненой ногой своего сына-подростка Сии. Я заметил, что между губами у нее было что-то, что она приложила к ране на ноге Сии. Позже тем же вечером я пересмотрел свои видео и увидел, что Сьюзи сначала потянулась, чтобы поймать что-то, что она зажала губами, а затем прямо на открытую рану на ноге Сии. Обсуждая эти наблюдения и возможную функцию поведения с членами команды, мы поняли, что никогда не видели такого поведения и что оно никогда ранее не было задокументировано».
Неделю спустя аспирантка Лара Саузерн наблюдала за взрослым мужчиной Фредди, демонстрирующим похожее поведение. Команда выяснила, что крошечные объекты, скорее всего, были летающими насекомыми, учитывая, где и как они были пойманы. В течение следующего года исследователи начали тщательно наблюдать и снимать на видео всех людей с травмами. Постепенно они установили рекорд из 22 событий, в основном с участием людей, применяющих насекомых к собственным ранам. Почти через год после того, как Маскаро наблюдал за первым нанесением насекомых на рану другого человека, Саузерн наблюдал еще одно событие. «У взрослого самца, Литтлгрея, была глубокая открытая рана на голени, и Кэрол, взрослая самка, ухаживавшая за ним, внезапно потянулась, чтобы поймать насекомое», — вспоминает Саузерн. «Больше всего меня поразило то, что она передала его Литтлгрею, он приложил его к своей ране, а впоследствии Кэрол и два других взрослых шимпанзе также коснулись раны и переместили насекомое по ней. Три неродственных шимпанзе, похоже, вели себя таким образом исключительно на благо члена своей группы».
Авторы из Ozouga Chimpanzee Project и Osnabrück предполагают, что применяемые насекомые могут обладать противовоспалительными или антисептическими свойствами. Использование насекомых в терапевтических целях у людей датируется 1400 г. до н.э. и до сих пор популярно среди людей, охватывающих различные виды насекомых с научно доказанным антибиотическим и противовирусным действием. В качестве альтернативы, другое объяснение может заключаться в том, что такое поведение не имеет никаких полезных последствий, а является частью местной культуры шимпанзе, точно так же, как большое количество медицинских процедур в человеческом обществе.
«Меня, интересующегося когнитивными способностями шимпанзе, особенно поразило то, что люди лечат не только свои собственные раны, но и раны других неродственных особей. Такие примеры явного просоциального поведения редко наблюдаются у нечеловеческих видов, но теперь эти наблюдения могут убедить и скептиков», — говорит Пика.
В качестве следующего шага исследователи стремятся восстановить оставшиеся части насекомых, чтобы идентифицировать вид и впоследствии провести биологические анализы для изучения потенциальных фармацевтических свойств. Кроме того, команда также сосредоточится на социальном измерении поведения, например, на том, кто является главным действующим лицом и на кого воздействует «лечение», а также на процессах социального обучения, позволяющих его передачу.
«Просто восхитительно видеть, что после десятилетий исследований диких шимпанзе они все еще удивляют нас неожиданным новым поведением», — говорит Дешнер. «Наше исследование показывает, что еще многое предстоит изучить и узнать о наших ближайших живых родственниках, и поэтому нам нужно приложить гораздо больше усилий для их защиты в их естественной среде обитания».
Связанный
[ad_2]
Source