Недавняя поимка и эвтаназия известного горного льва P-22 в Лос-Анджелесе, чьи многочисленные травмы, вероятно, были результатом столкновения с автомобилем, подчеркнула необходимость безопасных переходов диких животных в городах и других районах с интенсивным движением.

Мосты и туннели дикой природы не только защищают животных от столкновений транспортных средств, но и помогают предотвратить инбридинг среди небольших и уязвимых популяций, ограниченных дорогами и другими видами человеческого развития, соединяя их с более широким кругом потенциальных партнеров.

Но будут ли животные чувствовать себя в безопасности, используя эти переходы, — это другой вопрос, говорят исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и их коллеги, которые изучали реакцию оленей и лосей вокруг туннеля дикой природы под четырехполосным шоссе.

Их исследование, опубликованное в журнале PLOS One, показывает, что эти животные с меньшей вероятностью использовали подземный переход после того, как продемонстрировали «бдительную» или основанную на страхе реакцию на проезжающие мимо транспортные средства.

Выводы группы показывают, что менеджеры по охране дикой природы должны уделять пристальное внимание восприятию животными окружающей их среды при проектировании сооружений для пересечения дикой природы и перехода, чтобы сигнализировать о том, что зона пересечения безопасна. По словам авторов исследования, этот тип исследования может помочь в строительстве переходов в округе Лос-Анджелес и по всей территории США, где в настоящее время насчитывается всего около тысячи таких сооружений.

«Только благодаря таким исследованиям, которые сосредоточены на том, как животные воспринимают и реагируют на раздражители в своей среде, которые могут либо привлекать их, либо отталкивать, мы получим необходимые сведения для разработки эффективных пересечений дикой природы», — сказал соавтор. Даниэль Блюмштейн, профессор экологии и эволюционной биологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Важно, что разные виды могут реагировать по-разному, и другие внешние контекстуальные сигналы также могут влиять на реакцию данного вида».

Автор корреспонденции Эрик Абельсон, который работал с Блюмштейном над исследованием в качестве научного сотрудника с докторской степенью в Центре природоохранных наук Ла Крец Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, отметил, что, хотя предыдущие исследования показали, что проезд многих транспортных средств влияет на животных, текущее исследование является первым, в котором наблюдались животные. «Поведение на дороге в режиме реального времени, как до, так и после проезда транспортных средств.

Для исследования Абельсон и Блюмштейн работали со студентом бакалавриата Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мехди Ноджуми, чтобы просмотреть набор из почти 600 видео с участием животных, собранных дорожным экологом Университета штата Монтана Энтони Клевенджером, на которых были показаны лоси и белохвостые олени в окрестностях Трансканадского Подземный переход по дикой природе возле национального парка Банф в Альберте. Ноджоуми наблюдал за поведением животных до и после проезда транспортных средств и считал их.

Видеозаписи показали, что лоси и олени на обочине дороги возле туннеля часто переходили от поиска пищи к бегству или проявляли бдительность после проезда транспортных средств; те животные, которые проявляли страх или бдительность, гораздо реже использовали скрещивание. Если они продолжали пастись, когда проезжали машины, как это делали некоторые, они с большей вероятностью воспользовались переходом.

Удивительно, но животные реагировали сильнее, когда транспортные средства проезжали нечасто, чем при постоянном движении.

«Мы не уверены, почему животные лучше реагируют на меньшее количество транспортных средств», — сказал Абельсон, который сейчас работает научным сотрудником Техасского университета в Остине. «Возможно, когда по дороге мчится много машин, их можно услышать издалека, и они не так сильно удивляют животных».

Исследование подтверждает, что животные динамично реагируют на деятельность человека таким образом, что это может повлиять на то, используют ли они переходы дикой природы и как они это делают. Абельсон указал, что некоторые животные, такие как еноты, могут быть настолько привыкшими к человеческой деятельности, что вообще не реагируют негативно, в то время как другие могут быть гораздо более осторожными. Поведение отличается от вида к виду, подчеркнул он, и дальнейшие исследования могут помочь выявить эти характерные для вида закономерности.

«Если мы сможем найти способы использовать поведение диких животных, мы сможем сделать переходы диких животных более эффективными», — сказал Абельсон. «Например, стены, поглощающие звук или уменьшающие визуальные эффекты фар, могут стимулировать использование пересекающихся конструкций. Мы надеемся, что это исследование является лишь одним из многих, в которых будут изучены различные виды диких животных и уровни трафика, чтобы лучше разработать инструменты, которые увеличивают использование переходов дикими животными и, в конечном итоге, защищают жизнь людей и диких животных».