Телефон: +7 (383)-235-94-57

РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНОГО ГОРОДА»

Опубликовано в журнале: Инженерные решения №6(7)

Автор(ы): Хан Арина Анатольевна

Рубрика журнала: Инновации

Статус статьи: Опубликована 18 августа

DOI статьи: 10.32743/2658-6479.2019.6.7.143

Библиографическое описание

Хан А.А. РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНОГО ГОРОДА» // Инженерные решения: эл.научный журнал. –2019 – №6(7). URL: https://journaltech.ru/archive/7/143 (дата обращения: 19.10.2019). DOI: 10.32743/2658-6479.2019.6.7.143

Хан Арина Анатольевна

главный специалист ООО «Кромсервис»,

РФ, гМосква

 

DEVELOPMENT OF MUNICIPAL MANAGEMENT BASED ON THE APPLICATION OF TECHNOLOGY "SMART CITY»

 

Arina Khan

Chief expert of Kromservice company,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены актуальные тенденции в развитии и управлении городской средой на основе технологий «Умного города». Общие предпосылками к применению возможностей интеллектуальных иформационно-аналитических технологий для повышения качества жизни людей. Автором указаны основные особенности и преимущества применения инновационных технологий «Умного города» при сборе, анализе, и последующем управлении данными, направленными на планомерное улучшение качества жизни и возможностей для дальнейшего комфортного пребывания. Также приведены примеры основных базовых функций необходимые для любого городского поселения. В заключении даны рекомендации по мероприятиям направленным на экономический и кадровый рост в региональном масштабе.

ABSTRACT

The article considers the current trends in the development and management of the urban environment on the basis of "Smart city" technologies. General prerequisites for the use of intellectual and information-analytical technologies to improve the quality of life. The author shows the main features and advantages of the use of innovative technologies of "Smart city" in the collection, analysis, and subsequent management of data aimed at systematically improving the quality of life and opportunities for further comfortable stay. Examples of basic functions necessary for any urban settlement are also given. In conclusion are given the recommendations on measures aimed at economic and personnel growth on a regional scale.

 

Ключевые слова: «Умный город», информационные технологии, коммуникационные  технологии, муниципальное управление

Keywords: "Smart city", information technologies, communication technologies, municipal management

 

1. Потребности современного города. Качественное развитие жизни муниципального образования.

Динамика и постоянно растущие потребности современного общества побуждают к постоянному развитию социальной структуры городского среды. Город в своём представлении, давно перестал быть просто местом концентрации большого количества людей, в текущем мире он должен являть собой некий симбиоз плодов интеллектуальной, культурной, экономической, научной, историко-философской и социальной жизнедеятельности.

Правительство и административный аппарат - это те органы власти, которые отвечают за развитие и благополучие города и жителей, и в соответствии с этим осуществляют  ряд мероприятий направленных на планомерное улучшение качества жизни и возможностей для дальнейшего комфортного пребывания. 

Городская среда с ростом числа населения, начинает испытывать пиковые нагрузки во всех аспектах общей системы. В первую очередь заметны значительные изменения в потреблении водных, энергетических, транспортных и земельных ресурсах, которые в свою очередь влияют на окружающую среду, эклогою и общее качественное состояние людей, проживающих в городском поселении. Данная тенденция прослеживается во всем мире и поиск максимально правильно, комфортного и рационального решения ведётся многими странами.

В настоящие время существуют апробированные и внедрённые в городскую среду решения, способные к сбору и аккумуляции информации, с последующим просчетом необходимых рациональных мероприятий, направленных на устранение или минимизацию нагрузки с определённой области городской среды. Использование современных интеллектуальных информационных технологий для решения таких задач, определило устойчивое понятие - «Умный город» и задало общий характер к вдумчивому, научному подходу будущей реализации предстоящих улучшений.

Понятие «Умного города» многогранно и включает в себя огромный спектр информационных, экономических, экологических, социальных, культурных и кадровых мероприятий, направленных в первую очередь на сбор, мониторинг, обработку данных и последующую разработку ряда мероприятий, направленных на качественное улучшение функций городской среды. 

«Умный город» представляет собой информационные и коммуникационные технологии, а также объекты Интернета вещей (IoT) и их последующие внедрение в муниципальное городское образование.

Основными базовыми функциями «Умного города» для любого городского поселения должна стать возможность использования информационно-коммуникационных услуг в направлениях:

- ЖКХ;

- Энергетические и водные ресурсы;

- Здравоохранение;

- Образование;

- Безопасность жизнедеятельности;

- Транспорт;

- Муниципальные услуги итд.

Результат от внедрения инновационных информационных технологий в систему города:

- учёт, возможность перераспределения и сохранения коммунальных ресурсов; 

- возможность рационального потребления энергоресурсов в административных учреждениях, городском освещении;

- система контроля и управления инженерной инфраструктурой;

- оперативное реагирование при авариных ситуациях;

-  мониторинг общего состояния зданий, районов и города в целом (температура, влажность, шумность, вредные выбросы в окружающую среду);

- контроль за работой коммунальной техники;

- система контроля водо- и теплосетями;

- мониторинг дорожной ситуации в городе;

- управление городским общественным транспортом;

- автоматизация видео и фото-фиксации дорожно-транспортных происшествий и других противоправных действий;

- создание система экологического обращения с бытовыми отходами, разного происхождения;

- возможность оперативного внесения предложений по улучшению городской среды от населения.

- возможность сбора данных и дальнейшие их использование в управление городской инфраструктуры;

- система базы знаний о городе (здания и сооружения, земельный фонд, инженерные системы, дорожно-транспортные системы, водные ресурсы, природные ресурсы итд)

Данные базовые функции привносят в жизнь граждан удобство коммуникации с различными государственными организациями города, рациональное использование  ресурсов, доступную инфраструктуру, безопасность  среды пребывания.

В основу цифрового управления «Умным городом» необходимо внедрить информационное платформенное решение, с возможностью сбора, распределения, хранения и дальнейшего профильного использования информационных массивов данных. Также необходимо создание органа управление проектом, либо наделение данными функциями подразделение в составе муниципального управления городским хозяйством.

Инвестиционное обеспечение проекта может основываться на ресурсах от государственной и коммерческо поддержки. В зависимости от масштаба проекта и возможности его тиражирования в другие региональные центры, инвестиционная поддержка  может быть: федерального, муниципального, частного уровня, а также могут привлекаться средства фондов и корпораций, включая средства венчурных фондов, фондов развития и научных грантов венчурных фондов, фондов развития и научных грантов.

Дополнительным источником финансирования могут являться сэкономленные при помощи внедряемых решений и сервисов «Умного города» средства регионального и местного бюджетов. 
Также могут быть привлечены средства банков и кредитных организаций. 
В целях эффективного расходования бюджетных средств рекомендуется приоритетное привлечение внебюджетных источников финансирования: прямых частных инвестиций, средств инвесторов, участвующих в проектах государственно-коммерческого и муниципально-коммерческого партнерства, средств фондов и корпораций развития. 

В мировой практике существуют апробированные решения по повышению качества жизни на базе внедрения систем «Умного города», наиболее целесообразно использование готовых решений, с доработкой при необходимости под конкретные запросы и нужды определённого города.

2. Примеры мировых практик внедрения систем «Умных городов» в городских средах

Один из ярких примеров, лидер среди городов с «умной» и комфортной для людей средой обитания является – город Сингапур. Одним из отличительных особенностей городской среды является эффективная система передвижения общественного транспорта, которая мониторится и управляется посредством большого количества датчиков, сенсоров и других систем фото и видео фиксации. Также местные органы власти с пристальным вниманием относятся к общей экологической обстановке в городе, в следствии это организовано беспилотное движение автобусов нового поколения, функционирующих по отлаженной системе, целью властей является общее снижение транспортной нагрузки. Экономика Сингапура на одном из самых высоких мировых уровней, при этом существуют налоговые льготы, данный факт аккумулирует приток инвесторов в город, что в свою очередь провоцирует стабильный экономический рост.

Также отмечается высокое качество медицинского обслуживания с применением высокоточного современного оборудования и возможностей информационных технологий, применение систем удаленного контроля за состоянием здорового самочувствия граждан, в соответствии с этим люди получают своевременную и оперативную помощь. Средняя продолжительность жизни в Сингапуре – 85 лет.

В Сингапуре также высоко развита система предоставления государственных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий.

Разработана виртуальная 3D-модель города, на базе которой осуществляются разного вида тестирования и симуляции городских систем.

Еще одним ярких примеров смарт-городов является Барселона, входящая в десятку в рейтинге «Умных городов» по версии Forbes. Администрация города привлекла к проекту коммерческие инвестиции, научных работников и жителей города. В результате качественного симбиоза и не формального подхода к развитию городского среды, город получил качественный экономический и инфраструктурный скачок развития. В общей сложности было задействовано 12 основных направлений: внедрена система датчиков для мониторинга трафика и управления им, система умных парковок, система управления уличным освещением (городское освещение переведено на энергосберегающий режим), бережная система расхода воды для полива, система анализа расхода ресурсов, а также система мониторинга качества воздуха и уровня городского шума.

Система умных датчиков размещена в контейнерах по сбору мусора и работает на отслеживание наполнения контейнеров. Также часть городских контейнеров оснащена системой подземного cбора мусора и прямой связью со свалками города.

Для Барселоны была разработана платформа по сбору и анализу данных от многочисленных датчиков, расположенных в городе, система способна не только к сбору информации, но и осуществлению прогнозирования на основе полученных данных. Она получила название «Sentilo», а ее код есть в открытом доступе — чтобы другие разработчики «Умных городов» могли разделить этот опыт.

На базе технологии «Умного города», в части сокращения водных и энергоресурсов, по подсчетам аналитиков Juniper Research городу удалось сэкономить порядка 9,5 миллиарда евро в год.

Иньчуань – один из успешных пилотных проектов «Умных городов» КНР. Изначально город не являлся региональным или историческим центром, и был выбран властями исключительно для реализации пилотного проекта и как попытка разгрузки перенаселенного Пекина и Шанхая. В настоящее время город представляет собой воплощение  «Умного города», в городе реализована одна из передовых систем распознавания лиц. Данной системой оснащены улицы, дома, входные зоны, общественный транспорт. Система обеспечивает высокий уровень безопасности и способна самостоятельно распознавать правонарушителей и подавать тревожные сигналы.

Также внедрена система мониторинга транспортного движения, медицинское обслуживание переведено в он-лайн формат, реализована система «Одного окна» для оформления около 400 различных разрешений и государственных услуг.

3. Развитие технологий «Умного города» в городах и субъектах Российской Федерации

В настоящее время в России запущена программа «Цифровой экономики», в свою очередь, выключающая в себя блок инновационного цифрового развития городов. Государство, выступая в качестве основного двигателя развития цифровизации в стране, закладывает устойчивый фундамент для будущего развития городов и регионов. В текущей ситуации многие города России уже проявили готовность и уже активно внедряют и развивают технологии присущие «Умному городу». В российские города внедрены многочисленные технические решения информационно-коммуникационных систем «Умного города», такие как мониторинг дорожно-транспортной ситуации с возможностью фото и видео фиксации; система многофункциональных центров для предоставления справочно-информационных услуг населению, а также оформлению различного вида документов;  система оперативного обращения граждан по вопросам благоустройства города; автоматизированные системы государственных услуг через он-лайн порталы и так далее.

Минстроем России проведен ряд мероприятий по развитию и внедрению цифрового умного города в городскую среду, утверждены требования и целевые показатели, а также сформирована база знаний существующих апробированных решений и проектных пилотных предложений для успешного развития городов. 

Российские региональные центры в основном представляют собой центры индустриализации специализирующиеся на определённом виде продукции. Для привлечения инвестиционной составляющей, в качестве примера экономического роста и развития региона в целом, возможно создание базы данных оцифрованного промышленного комплекса региона, т.е. создание каталога продукции региона и возможно дальнейшие образование цепочек кооперации между регионами. Это лишь один из возможных вариантов, потенциал российских городов и регионов огромен, своевременно взятый курс на общую цифровизацию страны, непременно даст плоды уже в ближайшие годы.

Развитие городской среды, направленной на улучшение качества жизни и совершенствование коммуникаций между населением и органами управления, может идти по многочисленным сценариям, но в основе каждого из них должно лежать ясное понимание подходов и направленностей, таких как социальные, экологические, экономические.

В любом из направлений организаторы проектов должны понимать важность присутствия гражданского мнения, т.к. в первую очередь любое преобразование городской среды приводит к непосредственному влиянию на людей.

 

Список литературы:

  1. Белов В. И. Государственное регулирование размещения производительных сил в российской экономике: история, современность, тенденции // Управленческое консультирование. 2014. № 6 (66). С. 97-103.
  2. От Сингапура до России: как разные страны реализуют умные города. / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/356399-ot-singapura-do-rossii-kak-raznye-strany-realizuyut-umnye-goroda (Дата обращения: 16.07.2019).
  3. Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город». / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/ (Дата обращения: 16.07.2019).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (Дата обращения: 16.07.2019).